![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Сегодня новостей не опубликовано! =( |
Главная » 2012 Апрель 4 » Афганистан: от экономики войны к экономике добрососедства
08:42 Афганистан: от экономики войны к экономике добрососедства | |
Экономическое восстановление Афганистана является стратегической целью международного сообщества. Без создания сильной афганской экономики, способной обеспечить государственно-политический суверенитет Исламской Республики Афганистан (ИРА), выполнение афганским правительством социальных обязательств перед населением страны, проведение эффективной социальной политики и, наконец, создание и развитие национальной армии, проект модернизации Афганистана не может считаться успешным. Одними из главных направлений стратегии Запада по восстановлению экономики постталибского Афганистана, стали восстановление и строительство дорог и коммуникаций. Так, одним из первых транспортных проектов в Афганистане стало строительство Национальной кольцевой дорогипротяженностью 3362 км . Эта дорога призвана соединить все крупные города страны с последующим выводом афганских дорог на транспортные магистрали соседних государств. Проект Национальной кольцевой дороги не только поможет связать между собой различные провинции Афганистан, но и станет одной из важных статей пополнения государственного бюджета. По оценкам афганских властей, в дальнейшем ежегодные доходы страны от транзита по автодорогам могут составить 300 - 350 млн. долл. Кроме того, дороги нужны были для решения ряда военных задач. Несмотря на этот перспективный проект, в целом западную программу восстановления Афганистана афганские специалисты и региональные эксперты нередко справедливо критикуют за неспособность реализовать крупные инфраструктурные объекты, которые бы привели к появлению в стране большого числа новых рабочих мест. При этом критики западной стратегии часто ссылаются на примеры из советской эпохи - десятки инфраструктурных объектов, поостренных в прошлом веке в Афганистане при поддержке СССР. Впрочем, с самого начала "постталибской модернизации" Афганистана было понятно, что западные взгляды на восстановление Афганистана расходятся с тем, как видят афганское развитие некоторые региональные страны. Акцент на важности строительства дорог, призванных соединить крупные афганские города, говорит о том, что западная стратегия восстановления Афганистана рассматривает эту страну, прежде всего, как «транзитный коридор» между Центральной Азией и Южной Азией. Иностранные инвесторы возлагают большие надежды наафганские транзитные проекты, в т.ч. прокладку трубопроводов (ТАПИ), железнодорожных иавтомобильных магистралей (Синьцзян-Карачи, Колхозабад-Мешхед и Ташкент - Ашхабад - Бендер-Аббас),линий электропередач (CASA-1000) и связи (Евразийская оптоволоконная магистраль). Показательным в этой связи стал проект прокладкиНациональной кольцевой оптоволоконной магистрали передачи данных, соединяющей между собой не только крупные города Афганистана, но и все соседние страны. Значение этого проекта на международном уровне возросло после того, как ООН по инициативе Азербайджана приняла решение о поддержке проекта по созданию Евразийской сети связи с участием России, стран Средней Азии, Афганистана и Пакистана . Этот амбициозный проект после выхода на полную мощность фактически превратит Афганистан в крупнейший центр концентрации и передачи информации. После этого Афганистан станет играть не только важную роль в системе передачи данных на региональном уровне, но и окажется одной из ключевых точек информационного транзита между Европой и странами Юго-Восточной Азии. Другим важным событием последних 10 лет стало вступление Афганистана в долгожданную эпоху строительства железных дорог. Начиная с 2008 года, разрабатываются проекты строительства различных железнодорожных маршрутов, в связи с чем Исламская Республика Афганистан (ИРА) в последнее время оказалась в центре внимания железнодорожных компаний сопредельных стран. Следует отметить, что Афганистан обладает уникальным положением, поскольку граничит со странами, использующими три различных вида железнодорожной колеи: европейскую - 1435 мм (Иран), советскую - 1520 мм (Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан), и индо-пакистанскую - 1676 мм (Пакистан). Специалисты уверены, что в таком технологическом окружении железные дороги Афганистана должны развиваться по принципу «стыка трех колеей», что предполагает развитие системы перегрузки товаров и грузов с одного типа железнодорожного маршрута на другой. Обеспечение эффективного функционирования схемы «стыка трех колеей», за которой стоят три крупнейшие в мире железнодорожные системы, по оценкам экспертов, гарантируют Афганистану большой транзитный поток грузов. Уже на начальной стадии его объемы оценивают в 500-1000 млн. тонн в год. Очевидно, что это делает железные дороги Афганистана одной из важнейших отраслей экономики страны и крупнейшим источником пополнения национального бюджета. На наш взгляд, в Герате в силу его удобного расположения и рельефа местности можно будет построить стыковой узел, который соединит три типа колеи и превратит этот город в крупнейший региональный железнодорожный узел. Еще одним важным направлением развития афганской экономики является транспортировка энергоресурсов из стран Центральной Азии в бурно развивающую и имеющую большой промышленный потенциал Южную Азию. В этой связи, прежде всего, необходимо сказать о ТАПИ – проекте строительства газопровода (Туркменистан – Афганистан – Пакистан - Индия), протяженностью 1380 км, который предусматривает транспортировку газа из туркменского месторождения Довлетабад в Пакистан и Индию. По оценкам афганских властей, газопровод ТАПИ, после его ввода в эксплуатацию, принесет афганской казне ежегодно около 400 млн. долл. Кроме того, он создаст около 12 тысяч рабочих мест для местного населения. В силу динамичного промышленного развития стран Южней Азии, в частности Индии, специалисты прогнозируют в ближайшие годы чрезмерный рост потребности в газе в этом регионе. В этой связи не исключается в дальнейшем подключение к ТАПИ других стран-поставщиков газа, что повышает значимость этого транзитного энергетического проекта. Другим перспективным региональным проектом транспортировки энергоресурсов, который предусматривает участие афганской стороны, является CASA-1000. Он призван обеспечить экспорт электроэнергии Кыргызстана и Таджикистана в Афганистан и Пакистан. Следует отметить, что к проекту CASA-1000 проявила конкретный и предметный интерес Российская Федерация. Еще в январе 2011 года премьер-министр РФ Владимир Путин на встрече с президентом ИРА Хамидом Карзаем заявил о готовности выделить на реализацию этой энергетической транзитной системы российские инвестиции. К сожалению, сроки реализации многих крупных проектов в Афганистане уже неоднократно переносились. Главная причина этого – проблемы безопасности. Хотя за десять лет западная коалиция так и не смогла устранить угрозы безопасности в Афганистане, тем не менее, она превратилась в элемент региональной системы безопасности. Экономическая стабильность в стране также зависит и от военного присутствия коалиции. Так, после начала процесса вывода западной группировки из ИРА стоимость объектов недвижимости, достигшая рекордных в истории Афганистана показателей, впервые за десять лет пошла вниз. По данным афганской прессы, в кабульском районе Вазир Акбар Хан цены на недвижимость за год упали на 25-40%. Напротив, когда в конце 2011 года стала предметно обсуждаться перспектива сохранения на афганской территории американских военных баз, падение цен на объекты недвижимости в Кабуле замедлилось. От колебаний «политических котировок» на «западной военной бирже» в Афганистане напрямую зависит также увеличение или уменьшение объемов частных инвестиций в афганскую экономику. В 2011 году на фоне заявленного вывода иностранных войск из Афганистана появились первые попытки объединения региональных проектов, в основном связанных с транзитом, в один пакет под названием «Новый Шелковый Путь».Впрочем, пока сложно сказать, насколько это искусственное объединение повлияет на эффективность реализации отдельных проектов. В сентябре 2011 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялась министерская встреча, посвященная Афганистану. Одной из ключевых тем повестки этого мероприятия, которое прошло с участием представителей Афганистана, западных и региональных государств, стало обсуждение проекта «Новый Шелковый Путь» . В ходе встречи в качестве приоритетных проектов для стабилизации афганской экономики были отмечены строительство газопровода ТАПИ, проект CASA-1000, а также строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Таджикистан – Афганистан – Иран. Позже вопросы реализации отдельных проектов, входящих в «Новый Шелковый Путь», представители Афганистана обсудили с представителями соседних государств. В частности, в октябре 2011 года эту тему затронули на переговорах президент Таджикистана Эмомали Рахмон и вице-президент Афганистана Мохаммад Фахим Касим. Но все же первым крупным мероприятием международного масштаба, на котором одной из главных тем стал «Новый Шелковый Путь», оказалась конференция, прошедшая в ноябре 2011 года в Стамбуле под названием «Безопасность и сотрудничество в Сердце Азии» . Это событие дало повод экспертам предположить, что оператором всех проектов, объединенных под красивым названием «Новый Шелковый Путь», намеревается стать Турция. Декларацию Стамбульской конференции поддержали США. «Соседи Афганистана и приближенные к ним страны объединили свои силы, чтобы предложить поддержку суверенного, независимого и демократического Афганистана», – говорилось в заявлении Государственного департамента США по этому случаю . Между тем, многие эксперты не уверены в способности Турции эффективно управлять реализацией сложных инфраструктурных проектов, тесно связанных с соседними странами. При этом называются некоторые политические причины, которые выглядят не в пользу Турции, и главная из них – Анкара является участником нынешнего «афганского конфликта». На территории Афганистана в составе сил НАТО находятся более 1800 турецких военнослужащих. Кроме того, особое положение Анкары в реализации «афганских проектов», может привести к потери интереса к ним со стороны ряда государств-инвесторов. Напомним, в частности, что Россия выразила готовность вложить в проект CASA-1000 500 млн. долл. при условии, если российская компания «Интер РАО ЕЭС» выступит в качестве оператора CASA-1000. Очевидно, Афганистану было бы выгодно привлекать для реализации важных региональных проектов не только западные государства, но и, прежде всего, страны региона. Только экономическая заинтересованность всех региональных «игроков» может обеспечить мир и стабильности в Афганистане и в регионе в целом, что, в свою очередь, является обязательным условием успешной реализации экономических проектов. От редакции: данная статья написана научным сотрудником ИВ РАН Омаром Нессаром на основе его доклада, подготовленного для пятой региональной конференции экономического сотрудничества по Афганистану (RECCA-V), прошедшей 27-28 марта в Душанбе. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. Источник материала: afghanistan.ru | |
|
Всего комментариев: 0 | |
В Таджикистане [124] |
Таджики в России [58] |
Экономика [143] |
Политика [148] |
РОГУН [10] |
В СНГ [51] |
Культура [54] |
Общество [109] |
В мире [93] |
В Турсунзаде [3] |
Безопасность [87] |
Происшествие [57] |